среда, 7 июля 2010 г.

экспертиза консультанта: какие вопросы мы себе задаем?

Ожидается, что клиент может получить некую дополнительную ценность от работы с консультантом. В чем же она может заключаться? Являются некие особенности работы консультантов преимуществами, более того, ценностями для клиента? Многие рекрутеры обещают, что кандидат будет успешен в новой компании: решит сложные задачи вроде роста стоимости активов, увеличения денежных потоков, изменения деловой культуры... ВОПРОС: на основании чего мы, консультанты можем гарантировать, что в сколько - нибудь отдаленном будущем другие люди будут успешны? Вопрос риторический, на самом деле. Посмотрим, что удалось "топам" в нестандартных и неблагоприятных условиях мирового экономического кризиса. Аналитики, которые работают на Президента РФ установили, что в 2009 году только 25% топ менеджеров крупнейших компаний России достигли поставленных акционерами результатов. Означает ли это, что эти 25% - лучшие управляющие, перемещение которых в другие компании даст сопоставимый результат? Однозначно - нет. Означает ли, что остальные 75% - неудачники и должны попасть в черный список нежелательных кандидатов? Тоже нет!
Обещать успешность наших кандидатов можно только там, где нет конкуренции, избыточность ресурсов и очевидно достижимые цели. Но тогда зачем нанимать новых и дорогих менеджеров?
Еще одна ситуация: охотники за головами прекрасно знают индустрию недвижимости и ключевых профессионалов в ней, способны оценить потребности клиента, обеспечить неочевидные, как для кандидата, так и для клиента кроссфункциональные и кроссиндустриальные переходы, плотно консультируют стороны до и после плейсмента. И тут приходит весна 2008 года: денег взять негде, платежеспособный спрос стремится к нулю, бизнес практически остановился. Отвечают ли охотники за головами за неудачу проекта? Они - эксперты, профессионалы или нет?
В деловом мире есть личности, которые считают инвестиционных аналитиков, психологов, консультантов по стратегии и рекрутеров (включая внутрикорпоративных) "условно профессионалами". Потому, что эти люди берутся предвидеть то, что предвидеть НЕВОЗМОЖНО. А если у них получается (60% удачных плейсментов считается в мире хорошим показателем), то не факт, что имело место простое совпадение или везение (из участников соревнований всегда есть те, кто приходит к финишу первым).
Выходит, рекрутмент, а уж тем более executive search - шарлатанство? Вовсе нет!
Я утверждаю это совсем не потому, что поиск руководителей -- это моя профессия. И не потому, что это мое увлечение. Я очень люблю собак, вкладываю время, силы, деньги, чтобы мой  щенок рос здоровой и счастливой собакой. Почему бы не основать  собственный питомник или компанию по продаже услуг любителям домашних животных, потому, что мой нынешний бизнес -- ненужный и не полезный? Нужный и полезный! Так в чем же полезны охотники за головами? -  это будет уже следующий пост: клиент ждет моего звонка - пора работать...

2 комментария:

  1. Илья, спасибо за Ваш пост!
    Хотел бы задать Вам один уточняющий вопрос. А что является удачным плейсментом и как его посчитать? Это то что кандидат успешно прошел испытательный срок / проработал год / реализовал первые поставленные задачи собственника?

    ОтветитьУдалить
  2. Удачный плейсмент? В проекте есть три стороны: Клиент, Консультант, Кандидат. Для каждой из сторон "удачный плейсмент" - это немного по-своему. Клиент получил менеджера, который сделал ту работу, что ему была поручена, консультант заработал хорошо и продолжает работать дальше с этим Клиентом (может быть и такое, что конкуренты Клиента тоже заинтересованы), Кандидату нравиться , сколько, как и за что он зарабатывает. А так некой линейки нет. Тут всегда присутствует сравнение с кем-то другим: сколько зарабатывают такие, как я консультанты, менеджеры, акционеры, например.
    Вопрос то хоть не риторический был? Если так - простите за пространный ответ :)

    ОтветитьУдалить